Работа в таксопарке или работа от бордюра?

Работа в таксопарке или работа от бордюра?
27 Марта 2017

 Какая схема трудоустройства лучше, как можно больше заработать: «бомбить» на своей машине, стать штатным водителем и работать на авто таксопарка, получать заказы от диспетчерских служб? Taxi.kz задал эти вопросы некоторым таксистам Астаны, и вот какие ответы мы получили.

Начните… с самого себя

Любопытно, что и работники таксопарков, и водители, работающие чисто на себя, ставшие участниками нашего опроса, дали одинаковые советы для начинающих таксистов. Итак, по мнению водителей со стажем, прежде чем начать работу, вначале таксист-новичок должен ответить самому себе на следующие вопросы. Какой заработок вы ищите – cтабильный солидный доход, который призван стать главным для вашего личного или семейного бюджета, или же речь идет просто о подработке в выходные или по вечерам?

Если водителю нужен постоянный и растущий доход, то лучше всего стать наемным водителем таксопарка или диспетчерской службы. Если же речь идет просто о подработке – для того, чтобы скопить денег на покупку запачастей для авто, или на его ремонт, то в этом случае лучше работать индивидуально. Но как бы то ни было, в каждом из указанных вариантов есть свои плюсы и издержки.

Аренда ваша – расходы наши

Перевозка пассажиров на арендованном авто сегодня в Казахстане не редкость. Не стала исключением в этом плане и Астана. Доля таксопарков, имеющих на своем балансе такие автомобили параллельно штатному варианту найма водителей постепенно растет. Как показал экспресс-опрос taxi.kz, договора о предоставлении авто в аренду в таксопарках предпочитают заключать с теми водителями, которые зарегистрировались в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. Схема аренды авто примерно такова: получая машину, водитель уплачивает первоначальный взнос, то есть стоимость аренды за первые сутки. В некоторых таксопарках с водителей взимают аренду за 3-5 суток вперед, плюс оплата за пользование рацией.

Некоторые водители рассказали, что помимо аренды (иногда еженедельной, а в некоторых компаниях ежемесячно), они еще выплачивают «диспетчерский» процент – за получение гарантированных заказов, а также берут на себя приобретение бензина и мойку автомобиля.

При успешном сотрудничестве и отсутствии нареканий у таксопарка в адрес арендатора добросовестные водители могут получить право на выкуп арендуемого авто в рассрочку.

Минусы авто в аренду: необходимость оплаты обязательных платежей (аренда, покупка бензина, уход за автомобилем) даже в том случае, если водитель пока ничего не заработал.

Плюсы: Перспективы получать заказы не только от своей «родной» диспетчерской службы, но и от других диспетчеров, возможность выкупа авто в рассрочку для хорошо зарекомендовавших себя водителей, а также экономия средств на ремонт авто и покупку сезонной резины.

Работа в штате – все предсказуемо

При зачислении водителя в штат оговаривается размер его заработной платы. Иногда эти цифры можно увидеть в рекламных объявлениях. Однако опрос, проведенный taxi.kz среди отдельных водителей и диспетчерских служб показал, что в своем большинстве зарплата состоит из оклада и процентов от общего размера отработанных заказов. В среднем, оклад для таксистов в Астане составляет от 60-70 тысяч тенге, в зависимости от класса автомобиля на котором он работает. Голый оклад водители получают, если не выполняют ежемесячный план. Причем в каждом таксопарке установлены свои границы плана. По некоторым данным, бывает, что за невыполнение плана с водителей еще вычитается штраф за недоработку. Если водитель выполнил месячный план - тогда поверх оклада он получает премиальные, в среднем, это от 15%-20% от каждого заказа, полученного водителем после выполнения плана.

Минусы работы в штате: риск не выполнения ежемесячного плана, особенно, если речь идет о таксистах, плохо знающих свой город, штрафы за невыполнение плана, а также за опоздание к клиенту или при наличии жалоб от клиента.

Плюсы - стабильность дохода за счет несгораемого оклада, оплачиваемый ремонт, мойка, покупка бензина, сезонной резины. А главное – возможность получать хорошо оплачиваемые заказы – поездки в аэропорт, на вокзал, работа целый день с одним клиентом, спецобслуживание предприятий и так далее.

Диспетчерские службы – свои люди

Еще одной современной тенденцией, которая также становится характерной для рынка такси - это диспетчерские службы, то есть не имеющие собственного автопарка. Роль диспетчеров выполняют фирмы или физические лица, зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей. Они размещают свою рекламу в СМИ и в Интернете, специализируясь на приеме заказов. В свою очередь, полученные заказы распределяются либо по таксопаркам, либо по водителям, которые работают в качестве тех же ИП или занимаются частным извозом. За предоставление заказа диспетчерские взимают комиссионный процент – 20-25%.

Минусы для водителя при работе с диспетчерскими службами: невозможность переложить расходы на содержание и ремонт авто за работодателя, высокая конкуренция за хорошо оплачиваемые заказы.

Плюсы: отсутствие контроля со стороны работодателя, возможность формирования удобного для себя графика работы – то есть работа в дневное или в ночное время, а также возможность сотрудничества сразу с несколькими диспетчерскими службами.

Работа от бордюра – сплошной экспромт

Водители, отдавшие предпочтение частному извозу, должны помнить, что успех их бизнеса, прежде всего, зависит от внешнего вида и технического состояния авто. Чем ухоженней будет машина снаружи и особенно в салоне, чем опрятней будет водитель, и чем аккуратней и безопасней будет стиль его езды – тем выше станут шансы заработать частным извозом. Принявшие участие в опросе, проведенного taxi.kz таксисты отметили: сегодня пассажиры стали менее охотно выбирать видавшие виды машины, причем даже если те сами остановились возле голосующих клиентов. Для жителей той же Астаны уже небезразличен внешний вид авто и его владельца, не говоря уже о стоимости проезда.

Если вернуться к особенностям работы в качестве бомбилы, то свободные художники за рулем вынуждены самостоятельно ориентироваться в поисках клиентов, без подсказок заботливых диспетчеров. Как правило, частные автоизвозчики предпочитают выбирать места массового скопления – аэропорты, вокзалы, площади перед крупными торговыми центрами и развлекательными заведениями, автобусные остановки возле госучреждений. Концентрация потенциальных клиентов здесь высока, в то же время она прямо пропорциональна конкуренции со стороны других «бомбил», которые тоже хотя за минимум времени и расходов заработать максимум прибыли.

Минусы для частных извозчиков: острая конкуренция, отсутствие гарантированного дохода, необходимость несения затрат на техобслуживание, заправку, мойку и страховку автомобиля. Можно проездить весь день – и ничего не заработать.

Плюсы: возможность формирования списка постоянных клиентов, отсутствие необходимости платить штрафы работодателю за малейшие провинности, возможность совершенствовать сервис за счет внедрения новых услуг.

Если Вам понравилась эта статья и Вы хотите более подробно узнать про работу в такси - звоните по номеру +77758755535 

Мы с радостью Вас проконсультируем и посоветуем как Вам поступить именно в Вашей ситуации.

6663