Выгодно ли таксистам переходить на газовое топливо?
ГБО - это система газобаллонного оборудования, благодаря которой ваш автомобиль сможет ездить на сжиженном газе (метан или пропан-бутановая смесь). Газ дешевле бензина, поэтому ГБО обещает неплохую экономию на топливе. Давайте посчитаем, насколько это выгодно для работы в такси на своей машине.
Не совсем правда: С ГБО ваши расходы на топливо снизятся до 40%
Если смотреть общемировой показатель, то цена на сжиженный газ в среднем в два раза ниже цен на бензин. Отсюда пошло утверждение, что ГБО снижает расходы на топливо вдвое или почти вдвое. Так маркетологи привлекают клиентов.
Но это не совсем так. Энергоемкость газа ниже, чем у бензина, поэтому двигателю автомобиля требуется в среднем на 20% больше газового топлива. Если ваша машина тратит 10 литров бензина на 100 км, с ГБО она будет тратить 12 литров газа на это же расстояние.
При этом процент потребления газа будет отличаться в зависимости от модели двигателя, системы ГБО (их уже 6 поколений) и настроек работы оборудования. При неправильных настройках машина будет потреблять больше газа, чем могла бы. Поэтому обещанные рекламой 50% экономии на топливе (и даже больше!), можно получить, если газ будет дешевле бензина в три раза. Весной этого года на заправках нашей страны автогаз стоил в среднем 80 тенге за литр, АИ-92 - 160 тенге. Соотношение 1 к 2.
Если двигателю требуется 10 литров бензина на 100 км, мы потратим 1 600 тенге на это расстояние. Соответственно, газа будет нужно 12 литров, то есть 960 тенге. 1600-960=640 тенге. Столько денег мы будем экономить каждый 100 км, которые проедем на сжиженном газе.
Теперь сопоставим эти цифры с расходами на установку и обслуживание системы ГБО и посчитаем, как долго она будет окупаться.
Установка ГБО обойдется от 100 до 300 тыс. тенге
Дороговизна - это главный недостаток газобаллонного оборудования. Цена на него будет зависеть от:
- Поколения системы. Каждое последующее поколение ГБО дороже предыдущего. Если вам интересно, чем они отличаются, посмотрите видео. Мы останавливаться на этом не будем.
- От производителя комплектующих. Системы ГБО из Турции или стран СНГ стоят дешевле, но уступают в качестве европейским более дорогим аналогам.
- Формы газового баллона. Привычные цилиндрические баллоны стоят дешевле (7-10 тыс. тенге), но они занимают много места в багажнике. Тороидальные баллоны стоят в несколько раз дороже, но они компактные. У них округлая форма, поэтому их можно установить вместо запасного колеса.
- Сервиса, который занимается его установкой. У каждой компании свои условия. Кто-то предложит вам скидку 3-5% на ГБО, кто-то кредит от 3 до 6 месяцев, кто-то бесплатно проведет диагностику всех систем автомобиля. Изучите скидки и акции в сервисах вашего города.
Установленное ГБО повышает стоимость автомобиля. Б/у авто с газобаллонным оборудованием можно будет продать на 30% дороже, что частично компенсирует затраты на его установку.
Нужно потратить 10 тыс. тенге и несколько недель на оформление документов для ГБО
Кодекс РК Об “Административных правонарушениях”(ст. 590, часть 7): за управление транспортным средством, переоборудованным без соответствующего разрешения, полагается штраф - 15 МРП. На 2018 год это 36 075 тенге. Поэтому обязательно оформляем документы на оборудование:
- Пишем заявление на имя начальника УАП. Чтобы получить разрешение на переоборудование авто. Заявление могут рассматривать до 10 дней.
- Везем разрешение в сервис. Там нам устанавливают ГБО. Его установка занимает день.
- Едем в сертификационный центр. Пишем заявление на сертификацию оборудования и прикладываем к нему копии документов на ГБО, копию удостоверения владельца машины и копию техпаспорта. Оплачиваем услугу (10 тыс. тенге). Сертификат сделают в течение 1-3 дней.
- Меняем свидетельство о регистрации авто. Отвозим машину в УАП, где ее осмотрит инспектор и внесет информацию о ГБО в соответствующую графу. Останется только поставить печать в канцелярии. Все это занимает один день.
После установки ГБО вы не сможете работать в такси несколько дней, пока не будут готовы все документы. Прибавьте простой к цене удовольствия.
ГБО требует регулярных техобслуживаний
Плановые технические осмотры автомобилей с ГБО должны проходить:
- после каждого года эксплуатации оборудования
- после каждых 10 000 км пробега
Во время ТО специалисты проверяют герметичность газовой системы и надежность предохранительного клапана, проводят гидравлическое испытание газового баллона, меняют при необходимост комплектующие (чаще всего это фильтры). Стоимость одного фильтра - от 800 до 3 000 тенге. Стоимость самого ТО - от 4 000 до 7 000 тенге, в зависимости от сервиса. Производители систем ГБО дают гарантию в 1 год на оборудование, поэтому ремонт серьезной поломки проведут не за ваш счет.
Теперь давайте считать, как часто нужно посещать сервис для ТО. Мы работаем 5 дней в неделю. Каждую смену проезжаем 100 км, то есть 500 км в неделю, 2 000 км в месяц. Получается, каждые 5 месяцев нужно отправляться в сервис для техосмотра. При более интенсивной работе на своем авто посещать сервис нужно будет еще чаще. А это занимает время и требует денег.
Затраты на ГБО окупятся, если ездить много
Предположим, за год на ГБО мы потратим: 200 тыс. тенге на установку системы (возьмем среднюю цену), 10 тыс. тенге на оформление документов, 10-15 тыс. на регулярные ТО. Итого - 225 тыс. тенге.
В первом пункте мы посчитали, что экономим 640 тенге каждые 100 км. При такой экономии нужно проехать примерно 35 000 км, чтобы окупить затраты на ГБО. За год работы на личном авто вы проезжаете столько? Если ответ положительный, тогда смело переходите на газовое топливо.
В этом материале мы брали примерные цифры для подсчета, поскольку не знаем характеристик вашего авто и как много вы на нем ездите. Поэтому посчитайте сами, выгодно ли переводить автомобиль на газовое топливо?