6 вещей, которые не обязаны делать таксисты
Пассажир не всегда прав, но всегда уверен в своей правоте, ведь он клиент, а вы просто водитель такси. Это у него есть права, а у вас - только обязанности. С такими клиентами лучше не спорить.
Но если спор все же возник, главными аргументами для вас будут внутренние правила таксопарка, компании Uber или Яндекс.Такси, а также законы нашей страны:
- Закон РК “О дорожном движении” и ПДД РК,
- Закон РК “Об автомобильном транспорте”,
- Приказ “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом” (далее для удобства сократим его до Правил перевозки),
- Национальный стандарт “Услуги автотранспортные по пассажирским перевозкам такси. Общие требования” (СТ РК 2272-2012).
Ссылаясь на эти законы, можно поставить на место даже уверенного в своей правоте клиента.
Советская памятка по культуре обслуживания пассажиров советовала водителям такси: в любых ситуациях сохранять чувство собственного достоинства и выдержку, поскольку ничего не доказывает тот, кто доказывает грубо.
1. Вы не должны брать пассажиров с детьми, если в автомобиле нет детских удерживающих устройств
ПДД РК 22.7.2 и ст. 54 Закона РК “О дорожном движении” запрещает водителям перевозить детей до 12 лет в автомобиле без удерживающих устройств: детское кресло для переднего сидения и бустер для заднего. В случае нарушения водителя ждет штраф в размере 5 МРП или 12025 тенге (1 МРП на 2018 год составляет 2405 тенге), при повторном - лишение прав до полугода.
Всю информацию о штрафах на 2018 год можно найти на этом сайте.
Расскажите об этом законе пассажирам с детьми, и они будут менее настойчивыми. Предложите вызвать другое авто, оборудованное соответствующими устройствами, или везите их на свой страх и риск. Решайте сами.
2. Вы не обязаны перевозить багаж, который может испачкать или повредить автомобиль
Пассажиры могут провозить с собой багаж, если его вес не превышает допустимые нормы вашего автомобиля (ст. 222 Правил перевозки). И только при закрытом багажнике. То есть они не могут просить вас перевезти стиральную машину или другой габаритный предмет, который полностью не влезает в багажник.
Пассажиры также могут везти вещи и предметы в салоне такси, если они:
- свободно проходят через двери,
- не загрязняют и не портят салон (ст. 224 Правил перевозки),
- не мешают водителю такси,
- не заслоняют зеркало заднего вида (ПДД РК 23.4.2 и 23.4.3).
Несоблюдение одного из этих условий дает вам право отказаться от поездки.
При этом водитель такси должен сам укладывать и выгружать багаж из автомобиля (национальный стандарт 8.29).
3. Вы не должны брать больше пассажиров, чем есть посадочных мест в салоне
Можно отказаться от перевозки большой компании пассажиров, сославшись на ПДД РК 22.6.2 или на национальный стандарт (10.2). В целях безопасности они запрещают перевозку пассажиров, количество которых превышают вместимость салона. За нарушение этого правила вам выпишут штраф:
- 5 МРП для физического лица,
- 10 МРП для субъекта малого предпринимательства,
- 15 МРП для субъекта среднего предпринимательства,
- 25 МРП для субъекта крупного предпринимательства.
Так что лучше предложить большой компании проехать двумя автомобилями или вызвать более вместительное такси.
4. Вы можете отказаться от перевозки животных в такси
Животные, которых владельцы собираются везти в вашем салоне, не должны испачкать или повредить автомобиль. Для этого:
- птиц перевозят в клетках или корзинах со сплошным дном,
- мелких животных - в специальных корзинах или контейнерах,
- собак - в поводке и с намордником.
Но даже при соблюдении всех условий водитель может не согласиться на такую поездку (ст. 225 Правил перевозки и национальный стандарт 8.31): перевозка мелких животных и птиц в такси разрешена только при согласии на такую перевозку водителя и других пассажиров.
Исключение касаются только собак поводырей. Вы не имеете права отказывать инвалиду и сопровождающему его питомцу. Это общепринятое правило автомобильных перевозок.
5. Вы можете отказаться от поездки и прекратить ее в любой момент, если пассажир ведет себя неадекватно
Поездка на такси - это устный договор между пассажиром и водителем: одна сторона обязуется довезти вторую, а та - оплатить услуги по перевозке.
Помимо устной договоренности между собой водитель и пассажир в пути должны соблюдать правила дорожного движения и законы. Если одна из сторон их нарушает, договор можно расторгнуть, то есть прекратить поездку.
Права и обязанности пассажиров указаны в:
- ст. 52 Закона РК “О дорожном движении”,
- ст. 20 Закона РК “Об автомобильном транспорте”,
- 4 главе ПДД РК,
- ст. 31 Правил перевозки.
Согласно этим законам пассажирам запрещается:
- портить салон автомобиля,
- пить алкоголь и курить в салоне,
- мусорить,
- отвлекать водителя,
- нарушать общественный порядок.
Водителям такси также запрещено курить в салоне, о чем сказано в национальном стандарте (6.7).
При нарушении этих правил водитель может досрочно расторгнуть договор с пассажиром, то есть прекратить поездку (ст. 221 Правил перевозки). В этом случае пассажир должен заплатить по таксометру за расстояние, которое вы успели проехать.
6. Вы не обязаны разговаривать с пассажирами
В СССР таксистам, работающим в столицах советских республик, предписывалось отвечать на вопросы о достопримечательностях столицы. Они становились гидами для пассажиров. Возможно оттуда пошло заблуждение об обязанностях водителей такси развлекать пассажиров в пути.
Сегодня вас никто не обязывает отвечать на вопросы клиентов или проводить с ними культурную работу. Ваша единственная задача - быстро и безопасно довезти клиента, а для этого нужно быть внимательным и сосредоточенным.
Используйте этот аргумент, чтобы избежать беседы с назойливым клиентом. Скажите, что вы сосредоточились на дороге и попросите его не отвлекать от нее. Можно добавить, что разговоры с водителем такси противоречат ПДД РК 4.2.1: пассажирам запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения. Как правило, этот аргумент работает.