Легенда о «Марнском такси»
Война полна не только ужасов, но и подчас курьёзных ситуаций. Представьте: отважный французский солдат хватает винтовку и свой рюкзак, целует на прощанье маму и девушку… и прыгает в такси: “В битву, шеф! К берегу Марны - восьмой окоп, пятое место справа!”. Невероятно? Да, мы пожалуй чуток преувеличили. Так на самом деле не было. Но доля правды тут есть, и французские таксисты действительно однажды сыграли важную роль в защите своей страны.
В августе 1914 года германская армия оказалась в опасной близости от Парижа. Под ударом оказалась не только столица, но и стратегически важная железнодорожная магистраль, и река Марн. Руководство эвакуировали, в городе запахло паникой.
В конце августа ситуация на фронте начала развиваться драматически. Началось всё с прибытия двух корпусов немецкой пехоты в Восточную Пруссию. Надо было срочно перебрасывать все силы, чтобы отбить наступление.
Но как за сутки перебросить около 6000 человек на расстояние в 50 км? Железная дорога как вариант была отброшена сразу - она может перевезти бригаду, не больше.
На следующий день начальник обороны Парижа генерал Лод приказал сформировать несколько колонн численностью 1200 автомобилей, чтобы перевезти солдат на фронт. Часть машин решили арендовать у транспортных предприятий и частных лиц. Сборы велись на площади Инвалидов, там же авто обеспечивали горючим и строили маршруты. 6 сентября все авто собирались на окраине города. Недостающее количество машин решено было добыть интересным способом: полиция останавливала такси и принудительно ревизовала их. Особое внимание было отдано тем, кто был замечен в поездках “с праздной публикой и дамами сомнительного поведения”.
Ещё бы - война в разгаре, они разъезжают на такси с праздной публикой!
Сегодня подобное поведение расценили бы как страшное нарушение прав человека и священного права частной собственности. Но сто лет назад выкидываемые из такси относились к этому, вероятно, с большим стоицизмом. Война стояла на самом пороге, и раз уж надо подвинуться из такси ради победы, то двигайся. По крайней мере никаких свидетельств о том, что французы затаили на правительство с тех пор какую-то обиду, у нас нет.
Выкинув нужное количество гуляк из машин, этим же вечером в путь отправили первую колонну из 150 машин комендантского резерва и 10 такси. Начальник колонны в рапорте написал, что в первый же вечер больше поймать не удалось. Всего солдатов в этой истории перевозили около 600 такси.
Транспортировка оказалось не простой. Таксисты не имели опыта езды в военных колоннах, дисциплина страдала. Они превышали предписанную скорость в 16 км/ч, обгоняли друг друга, что приводило к столкновениям, на остановках парковали машины в два ряда, создавали заторы. Не обошлось без донесений о пьянстве за рулём. Но результат был: отдельные такси делали по два рейса за сутки, проезжали по 200 км. Всего они переправили около 6000 солдат на фронт.
Потребовалось несколько часов, чтобы французское командование собрало воедино подразделения, которые перемешались в пути. Но именно благодаря такси и таксистам военнослужащие подоспели вовремя.
К слову, такая перевозка обошлась командованию не бесплатно. Таксисты работали по тарифу, равному 27% от показания счетчиков - каждый из них получил около 130 франков. Если перевести это на современные расчеты, выходит, что каждый получил по 15-18 тысяч рублей. Приправить патриотизм умеренным коммерческим интересом - таким было мудрое решение французских генералов.
Газетчики перепечатывали друг у друга подробности марша, а кто-то даже якобы процитировал генерала Галлиени: “Черт возьми, по крайней мере, это оригинально…” А через двадцать лет историк А.И. Милковский написал: “Эта переброска получила большую известность, во-первых, по той причине, что таинственный сбор и уход такси из Парижа вызвал шумиху среди парижского населения, дополненную фантастическими рассказами шофёров по их возвращении, и, во-вторых, потому что всё же это была первая автомобильная переброска войск более или менее крупного характера, приоткрывшая возможности, какими обладала Франция в виде своего автотранспорта”.
Такси Renault AG-1 (только этой марки и главным образом из компании G7) было возведено в статус национальной легенды о героическом подвиге водителей парижских автомоторов. С легкой руки журналистов такси стали символом борьбы против германской армии.
Такси продолжали свою работу на протяжении войны, правда, на линию уже выезжало не более 3000 машин по всей стране.
История о Марнском такси быстро обросла невероятными подробностями, сплетни, слухи и откровенные привирания сплелись с фактами. Что правда, а что нет, сейчас уже разобрать трудно. Мы оставим на откуп читателя - было ли машин в первой колонне десять или двести пятьдесят. В конце концов, это не так уж важно.