Советы начинающим таксистам
Работа в такси Яндекс привлекательна, но сама профессия таксист - это нечто более сложное, чем умение просто довезти пассажира до конечного пункта. Можно знать все правила, уметь разобрать-собрать машину с закрытыми глазами и абсолютно не уметь работать с человеком. От таксиста нужно умение взаимодействовать с каждым клиентом - и каждому угодить. Это та самая профессия, где стрессоустойчивость не просто банальное требование. Итак, вы решились пойти в такси. Чего ждать, с чего начать, чего опасаться?
С чего начать?
Первое, что надо решить для себя: готовы ли вы быть за рулем в качестве “извозчика”. У профессии много плюсов, и высокий заработок - один из них. Но и минусы тоже в этой работе есть. Твердое нет придется сказать профессии, если у вас серьезные проблемы со здоровьем - больной позвоночник, варикоз, сердечные проблемы, мигрени. В это случае вы не только рискуете усугубить свое состояние, но несете ответственность за безопасность своих пассажиров. Как знать, что здоровье не подведет на дороге в нужный момент.
Опыт вождения - нюанс номер два. Работа в таксопарке и “бомбить по вечерам” - разные вещи. Чтобы вас приняли на работу, недостаточно просто иметь свое авто и иметь водительский стаж. Хорошо, если есть опыт работы водителем. А еще плюс - ни одной аварии на счету. Конечно, врать, чтобы получить бонусный плюс перед работодателем, не нужно.
Состояние автомобиля - камень преткновения для многих водителей. В эконом-класс отечественный автомобиль с пробегом примут. Но если вы - владелец иномарки не старше трех лет, шансы быть принятым на работу повышаются.
Работа с клиентами
Хороший таксист просто довезет пассажира по адресу, а профессионал сделает поездку приятной и комфортной. Не зря считается, что Яндекс и Uber изменили отношение к таксистам. Теперь качество услуг отражается на рейтинге водителя. Чтобы получить себе бонусные баллы, сделайте так, чтобы пассажиру было комфортно в вашей машине: проветрите авто, не включайте навязчивую громкую музыку, не курите в салоне, вовремя мойте машину и салон.
Обзаведитесь регистратором - пусть он постоянно работает. Он поможет в спорных ситуациях на дороге, в ДТП, а иногда даже остановит буйного пассажира от необдуманного поступка.
Общение во время пути - еще один важный момент. Не только новичкам, но и опытным водителям важно знать, что навязчивость не играет на руку. Кто-то любит поговорить и охотно поддержит, а кто-то хочет просто доехать. С общительными эмоциональными клиентами общаться придется и поддерживать темы тоже. Хорошо, если это нейтральные рассказы о себе, погоде, работе. Но (!) ни в коем случает не затрагивайте темы политики, веры, национальности и прочие неудобные разговоры. Не провоцируйте на эмоции человека и сами не лезьте в это. Бывают разные ситуации, иногда клиент настолько вспыльчивый, что может рукоприкладствовать. Ведите себя вежливо, спокойно, сдержано.
Вообще вопрос безопасности стоит остро. В новостях не редкость сообщения об угонах, пострадавших таксистах, хулиганах. И пострадавшими становятся не только новички и частники. Чтобы обезопасить себя:
- Не держите наличку на виду.
- Не оставляйте машину открытой.
- Не поддавайтесь на уговоры тех, кто просит подождать, пока он снимет деньги в банкомате, зайдет за ними в подъезд, разменяет купюры. Конечно, другое дело, если пассажир трезвый или оставляет в залог личную вещь или паспорт.
- Уберите из салона авто подушки, игрушки, которые болтаются на лобовом стекле, ёлочки-ароматизаторы - они могут мешать в патовой ситуации.
- Под спину установите жесткую основу, под голову и шею - высокий подголовник. Это делается для вашей безопасности.
- Не тонируйте стекла, не пользуйтесь шторами для затенения салона. Пусть у вас будет хороший обзор: вы видите окружающих, окружающие - вас.
Вопросы заработка
На форумах, блогах, в соцсетях можно увидеть жалующихся таксистов: мол, работаешь-работаешь, а заработка не хватает на семью. Тут тоже есть свои хитрости.
Самая большая прибыль - в часы пик, в это время поездки оплачиваются по двойному тарифу. Кроме того, ночи, праздничные дни и плохая погода - шанс заработать больше. Делайте так, чтобы простои были минимальны. Берите заказ сразу после того, как подвезли клиента до места.
Выучите город на отлично - это прибавит плюс к рейтингу. Пользуйтесь не только навигатором, но и обычной картой, так как навигатор не всегда показывает маленькие улицы, переулки, особенно на окраине. Нелишним будет знать и пригород, расписание и маршруты общественного транспорта, режим работы кафе, клубов, ресторанов, хотя бы самых крупных.
Но запомните: как бы ни хотелось заработать больше, не жертвуйте полноценным отдыхом. Спать нужно не менее восьми часов в сутки, питаться нормально и не игнорировать состояние здоровья. Чувствуете, что засыпаете - сойдите с линии и отоспитесь. Дорога требует повышенной внимательности, не рискуйте собой и пассажирами.
Когда работать?
Условно сутки можно поделить на несколько временных зон:
- 4:00 - 7:00. В это время нет пробок, почти нет конкурентов, но начинать работать в такое время сложно физически.
- 7:00 - 10:00. Час пик в будние дни и “мертвое время” для выходных. Главный минус - пробки в сторону центра города.
- 10:00 - 16:00. Утренних пробок нет, а заявок достаточно, чтобы не простаивать и не кататься вхолостую.
- 16:00 - 19:00. Вечерний час пик, заказов много, но опять-таки - пробки, но уже со стороны центра. На выходных в это время обычно тоже хватает заказов, но уже появляются выпившие.
- 19:00 - 22:00. Поток заявок чуть снижается, пробок на дорогах почти нет, конкуренция довольно высокая.
- 22:00 - 1:00. Заявок особенно много на выходных, правда, среди них большинство - нетрезвые клиенты.
- 1:00 - 4:00. Своеобразное затишье заказов, особенно в будние дни.
Для новичка лучше брать заказы утром и днем, а вот к ночной работе еще надо привыкнуть: разработать режим, продумать отдых, восстановление, питание до, во время и после смены.
Профессия таксиста требует большой самоотдачи и главное - желания работать с людьми. Погоня за заработком не принесет удовлетворения, потому перед тем, как принимать решение работать в такси, взвесьте все за и против.